Значительно позже стали мне известны некоторые подробности, которые внук отца Александра восстанавливал по архивам и воспоминаниям родственников. Родился прапрадед мой 1 августа 1879 года в селе Тезино Кинешемского уезда Костромской губернии. Окончил Костромскую духовную семинарию и в том же 1901 году поступил учителем Коршунской церковно-приходской школы. Здесь же и познакомился со своей будущей женой – дочерью нежитинского священника Марией Федоровной Нагоровой. Венчание состоялось 26 мая 1902 года. И в следующем месяце Александр Николаевич был рукоположен в священника церкви села Нежитино Макарьевского уезда. А незадолго до Первой мировой войны, в сентябре 1913 поступил на службу в армию. И уехал вместе с женой и детьми в город Сувалки, в штаб 5-й стрелковой бригады, к которому был причислен военным священником. Сколько было детей у Оделевских – точно не известно: некоторые умерли в младенчестве, о других не сохранилось записей. Но в семейном альбоме я встречала фото, кажется, четверых уже взрослых сыновей и дочери.
А тогда, в конце 90-х, держа на коленях старый тяжёлый фотоальбом в твёрдой обложке из коричневой кожи с такими красивыми, слегка пожелтевшими и помутневшими от времени, фотографиями, я, не зная почти ничего об удивительном предке, испытывала благоговейный трепет. Мой прапрадед – военный священник! Какое странное сочетание слов. Священник, прошедший Первую мировую войну...
Позже, уже будучи студенткой калужского истфака, я узнала о его военных наградах. Отец Александр получил Георгиевский крест за свои заслуги, но за какие – никто пока не смог выяснить. Потом появилась информация и об ордене Св. Анны. О болезни и лечении в госпитале, о последующем возвращении на фронт уже священником 20-го стрелкового полка 5-й стрелковой дивизии. Ещё несколько лет спустя, переехав в Калининградскую область, узнала я и о том, что путь отца Александра в 1914-м году проходил не просто по той области, в которой я живу теперь – а по улицам, по которым каждый день хожу! Мне довелось прожить пару лет в посёлке Железнодорожный Правдинского района, который во времена службы моего прапрадеда носил название Гердауэн, и был городом, где состоялось крупное сражение в сентябре 1914 года. «И вот так же, как теперь служат в годовщину Гумбиннена и других сражений, – думала часто с тех пор я, – служил он панихиды по погибшим нашим солдатам и офицерам, отпевал их на поле сражения, а перед боем благословлял и напутствовал, и не оставался в стороне ни от каких тягот военного времени».
В 2000-х его внук, брат моей бабушки, Владимир Константинович всерьёз увлёкся историей семьи. Благодаря упорному труду и изучению многих документов в архивах, дедушка Вова смог восстановить практически всю историю жизни отца Александра и написал о нём книгу. Нашёл даже сведения о том, что прапрадед, как минимум один раз, лично встречался с императором Николаем II. Но меня по-прежнему больше всего интересовал другой вопрос, на который никто не мог бы дать ответа, кроме самого священника.
Передо мной была история человека, безусловно, незаурядного, сильной личности, смелого и искреннего служителя веры. История эта была сложной и трагической. Первая мировая закончилась для Российской империи революцией и сломом всех основ – всего того, чему принадлежал мой прапрадед и поколения его предков. Мир, частью которого был отец Александр, не просто перестал существовать – он был переломан и вместе с ним переломаны судьбы. Детям нужно было устраиваться в новом мире, и один из них, тот самый дед Костя, в чьём доме я проводила каникулы и выходные в школьные годы, стал коммунистом. А после, конечно, фронтовиком, и шёл практически тем же путём в 1945 году по Восточной Пруссии, каким шёл его отец в 1914-м. Но отец его давно уже был репрессирован, прошёл Соловки и умер в начале 1942-го в Нижнем Новгороде. Его потомкам не осталось даже могилы, куда могли бы мы прийти и задать свои вопросы: кладбище, где был похоронен Оделевский Александр Николаевич, в 1970-е сровняли с землёй и застроили... Его постаревшая, перенёсшая инсульт, жена доживала свой век в Подмосковье, вместе с дочерью. Сыновья разъехались по всей стране и долгие годы даже не поддерживали связь между собой. Его выбившийся в люди при новых условиях старший сын отвечал своему сыну на расспросы ребёнка о дедушке так: «Твой дедушка шёл зимой через Волгу, упал об лёд и умер. А на месте его могилы теперь Горьковское водохранилище». Это было всё, что долгие годы знали о военном священнике Русской императорской армии его потомки. Не осталось ничего, кроме каким-то чудом сохранившегося, безмолвного фотоальбома.
Сейчас даже через простой поиск в интернете легко можно найти информацию о послевоенных годах, аресте и приговоре суда. После Первой мировой Александр Николаевич работал в городе Юрьевце в конторе лесозаготовок. С 1922 по 1930 годы снова служил священником в нежитинском храме. 20 февраля 1930 года был арестован Кинешемским окружным отделом ОГПУ. Обвиняли Александра Николаевича в том, что он являлся участником церковно-торгашеской группы и вёл антиколхозную пропаганду. Осуждён по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен в концлагерь на три года. Реабилитирован в марте 1989 года.
И я всё задавалась вопросом: «Почему он не уехал из России тогда, после Первой мировой? Почему не уехал после, в 1920-е? Что могло его держать в этой стране, где он лишился всего: веры, семьи, заслуг? Ведь он сознательно обрёк себя на путь репрессий, одиночества и забвения!» Долгие годы эта загадка была для меня неразрешимой. А ответ на мои вопросы был меж тем совершенно прост и ясен, как солнечный свет, проникающий в высокие окна русских храмов...
Ответ на мои вопросы пришёл ко мне сам, в феврале 2022 года, когда моя страна начала специальную военную операцию на Украине, и со всех сторон поднялись самые противоречивые волны человеческих слов и поступков. В первый же день я совершенно ясно поняла: у отца Александра не могло быть даже мысли о том, чтобы уехать из своей страны. Разве мог он, потомственный русский священник, сбежать куда-то, когда на долю его страны выпали испытания? Разве имело для него значение что-то земное и сиюминутное, пусть даже его собственная жизнь? Нет, отец Александр не потерял ни веры, ни страны, ни своей чести. Никогда русский воин и священник не мог бы отказаться от своей земли, от своего мира и бежать куда-то.
И сейчас, стоя в храме на панихиде, я думала о том, что отец Александр и другие, такие как он, сто лет назад не просто несли службу с честью – а передали потомкам великое светлое право и честь гордиться своими предками, верить в силу духа и Божью справедливость и обращаться к ним за благословением и помощью в трудную минуту.
В память об Оделевских Александре Николаевиче и Константине Александровиче в посёлке Железнодорожный Правдинского района установлен информационный стенд по программе «Дорогами русского солдата». В 2017 году вышла в свет книга «Мой дед – военный священник», написанная Оделевским Владимиром Константиновичем. Хранят память о нём и нежитинские краеведы и священники. Моя судьба позволила мне жить на той земле, по которой проходил мой прапрадед Александр Николаевич, но я надеюсь когда-нибудь посетить и сёла Тезино и Нежитино в Ивановской области и поклониться родным и незнакомым мне местам.